Развитие ребенка второго года жизни (18-24 месяцев)

Время идет, ваш малыш растет не по дням, а по часам. Ему уже пошел второй год. И родители постоянно удивляются, что ребенок буквально все понимает. А вот говорить... И здесь многое зависит от родителей.

Понимание обращенной речи, то есть того, что говорят ребенку окружающие, на втором году заметно улучшается. Теперь вы, родители, можете быть уверены: ваш малыш понимает, как что называется, знает, как обозначаются разные действия. Ведь и возможности познавать окружающий мир у него сильно возросли. Многие действия малыш уже проделывает вполне осмысленно. Например, при переодевании принимает нужную позу, старается вам помочь. Старайтесь развивать это замечательное стремление, ведь в дальнейшем оно пригодится и вам, и ребенку.

В это время у ребенка вовсю развивается чудесное качество - любознательность. Он уже распрощался с местом "постоянного обитания", то есть детской кроваткой, манежем, теперь к его услугам весь окружающий мир. Конечно, тревоги взрослых естественны. И вот раздается грозное "не трогай", категоричное "не лезь", сердитое "не бери", устрашающее "кому сказала", негодующее "ты что, не понимаешь?"... В том-то и дело, что понимает, поэтому вместо того чтобы одергивать малыша поминутно, поощряйте его изыскания.

Безусловно, стоит помнить о безопасности, поэтому приберите с глаз на время такие мелочи, как ножи, ножницы, иглы. Лучше понадежнее припрятать лекарства, бытовую химию, убрать с видных (и легко достигаемых маленьким изыскателем) мест посуду, стекло.

Активный ребенок активно говорит и именно родители, бабушки, дедушки являются примером для подражания. Ребенок прежде всего будет подражать именно вашим звукам, жестам и словам. Этот процесс ему очень нравится. Для ребенка в этом возрасте совершенно естественно, что он будет одним словом (слогом, звуком) обозначать несколько предметов, между которыми есть что-то общее.

Вам необходимо помнить, что ваша задача как родителей состоит в том, чтобы по возможности сопровождать словами все свои действия, производимые в поле зрения ребенка, а также стимулировать детскую речь. Ведь вы же хотите, чтобы ваш активный малыш владел активной речью!

Когда малыш произносит слово самостоятельно? Прежде всего, тогда, когда что-либо производит на него впечатление, способствующее запоминанию. Например, определенная ситуация, обстоятельства, в которых ребенок радуется, внезапно видит какую-нибудь знакомую вещь, узнает яркую, красивую картинку, животное. Услышав слово, произнесенное малышом, задайте ему вопрос: "Что ты увидел?" или "Кого ты узнал?" Очень может быть, что слово, которое вы жаждете услышать, будет немедленно повторено. Но если нет, успокойтесь, все придет постепенно.

Также необходимым условием является разговор со своим ребенком не "сверху вниз", а на одном уровне. Играйте и говорите с ребенком на его уровне! Поползайте на четвереньках, посидите на ковре, полежите на боку. Вы будете на одном уровне с маленьким человечком. Вы будете смотреть ему в глаза, и играть на уровне его рук. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности маленького роста и возраста...

Дети очень любят, когда озвучиваешь для них предметы и игрушки. На втором году малышам уже в некоторой степени доступна интонация и они прекрасно понимают, например, что волк говорит грубым голосом, а заяц тоненьким голоском и малыш пытается это повторить.

Если раньше совсем маленькому ребенку вы задавали вопросы, чтобы привлечь его внимание, то теперь пора добиваться активного ответа. Поэтому отныне вы широко используете вопросы "Кто это?", "Что это?"
С полутора лет на радость родителям ребенок начинает пользоваться предложениями. Они, правда, еще небольшие, всего из двух слов, но через 3-4 месяца число слов в предложении может вырасти до четырех.

Лучше всего речь развивается в деятельности, поэтому помните и о практических умениях малыша. Показывая, как и что нужно делать, вы рассказываете о порядке действий. Комментируем все-все.
При этом ребенок учится понимать вашу речь и пытается проговорить услышанное слово. Ловите такие моменты и помогайте вопросами.

Всех родителей интересует, сколько слов должно быть в словаре малыша, какое количество считается нормальным. К двум годам вы можете насчитать 100 слов, которыми активно пользуется ваш наследник. Но их может быть и 300. Это зависит от того, в каких условиях растет маленький человек, окружен ли он вниманием взрослых, стараются ли развивать малыша. Так что следите, пожалуйста, за своей речью, уважаемые взрослые.

Так же активно малыш развивается и по другим параметрам психического развития. В его опыте появляется много новых умений и навыков. Вот основные из них:
• Поднимается по ступенькам
• Пинает мяч ногой
• Строит башенку и поезд из 4 кубиков
• Показывает по просьбе части тела
• Выполняет 2-3 последовательные просьбы
• Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие
• Использует «да» (слово, звук, жест), выражая свое согласие
• Остается на короткое время в кругу знакомых
• Улавливает шутку в играх
• Имитирует действие уборки по дому
• Ест ложкой, мало проливая
• Самостоятельно раздевается (снимает варежки, шапку, носочки)
• Пытается мыть, лицо и руки, вытирать их полотенцем
• Просится на горшок даже ночью
• Играет с песком, водой, используя соответствующие игрушки и кубики
• Воспроизводит несложные сюжетные постройки типа «ворота», «скамейка», «дом».

С каждым днем малыш радует родителей своими успехами и достижениями. И это совместное взаимодействие скажется сторицей.
А если у вас возникли трудности, справиться с ними вам помогут квалифицированные детские специалисты психологического агентства «Анима».

Наш адрес: 355003, г. Ставрополь, ул. Ленина, 394, офисы 2,3.
Контактный телефон: (8652) 35-85-13, e-mail: [email protected],
anima-agency.ru.

Детский психолог
Туренко Ирина Ивановна

Полезное
 
 
(8652) 35-85-13
E-mail: , Skype:
Поиск по сайту Контактная информация Карта сайта