Маленький лгунишка

Детские чистые глаза смотрят на вас так искренне и также искренне лгут. Первая реакция – конечно же, возмущение, ведь вы столько раз рассказывали ему, что обманывать нельзя, читали об этом сказки, и вроде бы ребенок все понимал… Первая наивная ложь – это еще не проблема, наоборот, это показатель, показывающий на определенный этап развития ребенка. Можно сказать, что детское вранье – оборотная сторона умения фантазировать, т.е. начало абстрактного мышления. В нашей стране у родителей сформировалась педагогическая традиция корить и наказывать за обман даже самого маленького ребенка. Мировая практика рассматривает дело под иным углом: если малыш пытается добиться своего обманом, значит, он уже интеллектуально перерос возраст, когда дети добиваются цели при помощи эмоционального давления – истерик, слез, выпрашивания. Ложь – абсолютно нормальное явление в процессе становления личности ребенка, когда он только учиться отличать фантазию от реальности, считают психологи. Дети лгут по той же причине, что и взрослые – чтобы достичь своего, избежав при этом наказания. Чаще всего это начинается у трехлеток. Малыш вдруг начинает хитрит, отрицать очевидную провинность, перекладывая свою вину на других. Здесь вступает в силу так называемый «синдром стеклянного сосуда». До определенного возраста ребенок убежден, что все его желания, мысли и потребности «видны насквозь» родителям. Но рано или поздно маленький человечек делает великое открытие: «Мама может и не догадаться о том, что я делаю!» Это увеличивает границы его свободы и расширяет представления о собственных возможностях. Растущая любознательность и частые запреты взрослых – основа для первых вымыслов малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти родительские ограничения. Для взрослых это – фактически обман, для ребенка – важнейшая игра, своеобразный метод познания реальности, способ научиться уживаться с другими людьми. Вымыслы малышей – еще не ложь в полном смысле этого слова. Они редко по-настоящему корыстны и не рассчитаны на то, чтобы причинить вред другому. «Ложь» детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. Стоит изменить стиль общения с ребенком, устранить причины, вынуждающие его обманывать, и «лживость» сведется к безопасному минимуму. В противном случае она укорениться, и станет настоящим бедствием и для него самого, и для окружающих. Кроме того, с привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требования быть искренним, коль скоро вы сами – не образец правдивости.
Существует много видов лжи, как, впрочем, и правды. Вот некоторые виды лжи: ложь-тактичность (так называемая «белая ложь», например сказать о ненужном подарке, что он очень понравился); ложь-умолчание (легче скрыть правду, нежели произнести ложь); «оправданная» ложь (направленная на защиту других людей); «недопустимая» ложь (причиняющая людям вред или имеющая целью исключительно личную выгоду); ложь –«жульничество».
Причины, по которым лгут дети, простираются от стремления избежать наказания до желания сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир. Мотивов детской лжи множество, приведу мотивы, имеющие наибольшее распространение:
 Стремление избежать наказания (защита себя)
 Страх унижения (защита своего внутреннего мира)
 Страх оказаться «доносчиком» (защита друзей)
 Хвастовство, преувеличение (быть более интересным и привлекательным)
 Предотвращение вмешательства в личную жизнь
 Ради проверки «собственной силы»
 Сокрытие неприятной информации
 Стремление получить нечто, чего иначе не получишь.
Полезное
 
 
(8652) 35-85-13
Поиск по сайту Контактная информация Карта сайта !-- Yandex.Metrika counter -->