"А ДОМА ОН ДРУГОЙ..."

Довольно часто встречаются как взрослые, так и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома – другие. В школе или детском саду такие дети вежливы, предусмотрительны. А дома с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Очень часто родители жалуются на то, что дома ребенка с трудом можно заставить убрать игрушки, свою одежду или вымыть руки перед едой. А в детском саду или школе они с удивлением узнают, что там их ребенок совершенно другой: без напоминания учителя или воспитателя всегда ставит книгу, взятую с полки обратно на то же место, никогда не забывает сменной обуви, не оставляет огрызков и фантиков в ящиках стола, как некоторые другие.

Почему же он такой разный в детском саду, в школе и дома?

Уже к шести годам дети хорошо понимают разницу между поведением на людях и дома. Объяснений такому поведению может быть несколько.

I. Во-первых, дом для ребенка зачастую становится тем местом, где можно расслабиться и отдохнуть от требований жизни, где не обязательно быть аккуратным или воспитанным. В то же время вне дома (в школе, в гостях у друзей, на занятиях в секциях или кружках) они зачастую демонстрируют себя с лучшей стороны.
В начале седьмого года жизни дети изменяют домашнее поведение: в ответ на привычные требования и указания родителей они начинают спорить, хитрить, избегая выполнения, проявляют упрямство и т.д. Анализ показывает, что сами такие формы скрытого протеста связаны не с требованием как таковым, а с необходимостью действовать по указанию родителей. В детском саду, школе таких проявлений не наблюдается. Поведение ребенка становится разным – в обществе он подчеркнуто следует всем установлениям, дома их нарушает.

Раздвоение поведения ребенка служит одним из наиболее характерных диагностических признаков: если нет «единства стиля» в поведении, значит, ребенок оказался на переломе, в поиске. Таким образом, расслоение поведения ребенка является сутью критического периода в жизни ребенка (например, переход в другую группу детского сада, поступление в школу и адаптация к новым условиям и т.д.).

II. Психологические исследования показывают, что до 7 лет, в период активного усвоения информации об окружающем мире дети копируют поведение в первую очередь тех, кто их окружает. Другими словами, дети копируют наше поведение, накапливают в себе наши модели поведения, и если они научились вести себя не так, как бы мы хотели, а общались только с нами, нужно осознать – этому они научились у нас. Необязательно, чтобы мама забирала игрушки у детей на площадке. Она никогда этого не сделает, это ведь неприлично. Но она может постоянно, даже сама того не замечая, силой забирать вещи из рук своего ребенка, если он взял посмотреть то, что «нельзя».

Ребенок учится у нас тому, как себя вести на людях и дома. Следовательно, если мы хотим изменить поведение ребенка, нам необходимо в первую очередь пересмотреть свой стиль поведения. Когда ребенок грубит в ответ на ваши просьбы, подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя с мамой, бабушкой или с младшей сестрой?
Решить вопросы правильного воспитания вашего ребенка, адаптировать его к условиям социальной среды помогут вам квалифицированные психологи в Психологическом агентстве «АНИМА».

Полезное
 
 
(8652) 35-85-13
Поиск по сайту Контактная информация Карта сайта !-- Yandex.Metrika counter -->